Предложения по содержанию Закона «Об альтернативной службе»

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ ЗАКОНА «ОБ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЕ»

Рабочей группы молодежных и правозащитных организаций,  заинтересованных граждан

07.07.2010 г.

Данные предложения подготовлены для передачи правительственной  межведомственной рабочей группе по разработке проекта закона об альтернативной гражданской службе и включают в себя подходы к концептуальному содержанию будущего законопроекта по наиболее важным моментам:

1. Понятие альтернативной службы и ее принципы;

2. Мотивы, с которыми связывается возможность прохождения альтернативной службы;

3. Срок прохождения альтернативной службы;

4. Места прохождения альтернативной службы и порядок их определения;

5. Порядок рассмотрения заявления о поступлении на альтернативную службу и принятие решения по нему;

6. Социальный статус и трудовые права лиц, проходящих альтернативную службу.

Авторы предложений – представители различных молодежных организаций («Гражданский форум», «Молодые демократы», «Движение Будущего», «Молодой фронт»), правозащитники («Центр правовой трансформации», «Белорусский Хельсинкский Комитет») и другие заинтересованные лица.

1. Понятие альтернативной службы и ее принципы

Альтернативная служба – это форма исполнения обязанности по защите Республики Беларусь, которая предоставляется вместо воинской службы, если ее исполнение противоречит религиозным, философским, политическим, морально-этическим, нравственным и иным убеждениям. Она представляет особый вид трудовой общественно полезной деятельности.

Альтернативная служба осуществляется на основе следующих принципов:

1) основанием для прохождения альтернативной службы могут быть лишь убеждения, не позволяющие проходить воинскую службу;

2) прохождение альтернативной службы осуществляется по заявительному принципу;

3) гражданин проходит альтернативную службу по месту жительства;

4) альтернативную службу граждане проходят в гражданских (невоинских) организациях;

5) отношения между гражданином, проходящим альтернативную службу, и организацией, являющейся местом прохождения данной службы, регулируются трудовым законодательством.

Обоснование:

Право гражданина на замену воинской службы альтернативной предусмотрено ст. 57 Конституции Республики Беларусь, оно вытекает из права на свободу убеждений (ст. 33 Конституции) и права на свободу вероисповедания (ст. 31 Конституции), а именно: права исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять убеждения (в том числе и религиозные) и действовать в соответствии с ними. Именно возможность поступать в соответствии со своими личными убеждениями подразумевает право каждого индивида самому решать вопрос о  применении смертоносного оружия в отношении других людей.

Альтернативная служба может быть использована государством для решения общенациональных проблем, не получающих должного внимания из-за нехватки ресурсов. В первую очередь, это касается социальной сферы и экологии: помощь больным (в т.ч. паллиативным), инвалидам, престарелым, бездомным, помощь в воспитании детей-сирот и детей-инвалидов, очистка водоемов, охрана окружающей среды и т.п.

Альтернативная служба  частично снимет проблему дезертирства и станет первым шагом для перехода к профессиональной армии.

Определение альтернативной службы в предложенном варианте:

—       служит отграничению данного понятия от воинской и государственной службы;

—       указывает на то, что, проходя альтернативную службу, гражданин выполняет обязанность по защите Республики Беларусь, закрепленную в ст. 57 Конституции Республики Беларусь;

—       устанавливает трудовой характер правовых отношений между служащим и местом службы, а именно: на призывника распространяются все права работника, в том числе право на оплату труда, ежедневный и еженедельный отдых, отпуска, судебную защиту своих прав (ст. 11 ТК) и прочее;

—       перечисляет основания (мотивы) для предоставления гражданам права служить альтернативно. Основанием для прохождения альтернативной службы могут быть лишь убеждения. Убеждения могут быть религиозные, философские, политические, морально-этические, нравственные и иные.

2. Мотивы, с которыми связывается возможность прохождения альтернативной службы (право  граждан на  прохождение альтернативной службы)

Право на прохождение альтернативной службы имеют граждане Республики Беларусь, чьи религиозные, философские, политические, морально-этические, нравственные или иные убеждения противоречат исполнению воинской обязанности или какой-либо из ее составляющих: принятию военной присяги, несению военной службы с применением насилия, участию в военных действиях, ношению, применению оружия или  непосредственному  участию в производстве и обслуживании оружия, боевых припасов и боевой техники.

Обоснование:

Служба в армии предполагает возможность применения насилия против людей, вплоть до их убийства. В то же время на настоящем этапе развития человечества она [служба], с одной стороны, не рассматривается как абсолютное зло, но, с другой стороны, и не считается добродетелью. Пока человечество не может обойтись без войн и насилия, однако сегодня постоянно подчеркивается движение человечества к миру. Альтернативная служба помогает государству продемонстрировать своим гражданам и всему окружающему миру, что оно привержено данной идее.

Убеждения – это осознанные потребности личности, побуждающие ее действовать в соответствии с собственными ценностными ориентациями. Они определяют эмоциональное и нравственное отношение личности к реальности и получаемым знаниям.

Убеждения могут  вступать в конфликт как с воинской службой в целом, так и с конкретными функциями, которые необходимо выполнять в связи с воинской службой. К таким убеждениям относятся:

  • Религиозные убеждения

Религиозные убеждения, препятствующие прохождению воинской службы, как правило, базируются на концепции ненасилия, то есть отказе от использования насилия при решении каких бы то ни было проблем и конфликтов.

В частности, христианские религии утверждают, что война есть следствие отхода человека от Бога, разрыва с ним и становления на путь греха, поэтому «нет мира нечестивым» (Ис., 57,21). Однако любящий свое творение Господь желает только мира: «Я исполню слово: мир, мир дальнему и ближнему, говорит Господь» (Ис., 57,19). Следовательно, каждый христианин в соответствии с волей Бога должен бороться за мир, «искать мира и стремиться к нему». Кроме того, молодые протестанты ссылаются на принцип Священного Писания «не клянись», когда после призыва в Вооруженные Силы обращаются к командованию с просьбой разрешить им проходить воинскую службу без принятия воинской присяги.

  • Философские убеждения

Философские убеждения, идущие вразрез с воинской обязанностью, базируются на работах философов, начиная с античности и заканчивая современностью. В частности, вопрос об обуздании войны в интересах мира был одним из центральных в «Государстве» Платона и «Афинской политии» Аристотеля.  Античные мыслители обратили внимание, что не только война, но и подготовка к ней влекут за собой необратимые деструктивные последствия, деформируя сложившийся механизм общественных отношений и даже вовсе разрушая его, особенно при завоевательных войнах.

  • Политические убеждения

Политические убеждения – убеждения, определяющие отношение личности к государству и партиям, политическим ценностям и целям развития, реалиям политической жизни, в том числе к войне и вооруженным конфликтам.

Виды политических убеждений, конфликтующих с воинской службой:

Концепция ненасилия — отказ от использования насилия при решении каких бы то ни было проблем и конфликтов. Она существует не только в религиях (христианство, индуизм, конфуцианство, буддизм и др.), но и в политике. Например, среди известных политиков данной концепции придерживался М.Ганди.

Пацифизм — осуждение любой войны как аморальной.  При этом для получения права на альтернативную службу гражданину не обязательно быть абсолютным пацифистом или выступать против вооруженных конфликтов вообще. Отказ от воинской службы может быть выборочного характера, т. е. отказом от участия в каком-то конкретном вооруженном конфликте, основанным на глубоких убеждениях.

Антимилитаризм – убеждение о недопустимости использования вооруженного насилия при разрешении внутренних и межгосударственных противоречий (в основном против несправедливых войн и военных операций, проводимых в реакционных целях)

  • Морально-этические, нравственные убеждения

Отличием от перечисленных выше убеждений является их способ формирования: гражданин может быть атеистом, не симпатизирующим какому-либо политическому направлению или философской концепции, но в силу своего воспитания, жизненного опыта (личного, семейного, иного) являться носителем нравственных установок, вступающих в противоречие с одной или несколькими обязанностями военнослужащего.

  • Иные убеждения

Существуют убеждения, которые невозможно отнести к вышеперечисленным, но при этом определяющие поведение личности и ее отношение к воинской службе не в меньшей степени. Например, такие убеждения зачастую формируются у людей, переживших вооруженные конфликты или столкнувшихся с их последствиями, жертв насилия, граждан, чьи близкие люди погибли, получили увечья или перенесли иные страдания (в т.ч. «дедовщину») во время прохождения воинской службы.

3. Срок прохождения альтернативной службы

Срок альтернативной службы не должен превышать более чем в 1,5 раза срок прохождения срочной военной службы.

Максимальный срок альтернативной  службы не может быть более 27 месяцев, а для лиц с высшим образованием – не более 18 месяцев.

Обоснование:

Основными причинами, определяющими более длительный срок прохождения альтернативной гражданской службы, являются:

— различие в характере службы (наличие штатного расписания, социальные и трудовые гарантии,  предоставление социальных оплачиваемых и неоплачиваемых отпусков, выходные);

— наличие преимущественно территориальности службы (лицо проходит службу по месту постоянного жительства);

— иные степень риска при прохождении службы и условия службы;

— свобода передвижения;

— возможность поступления, продолжения учебы в учебных заведениях на дневной, заочной форме обучения.

Однако срок альтернативной службы не должен существенно отличаться от срока прохождения воинской службы. В Резолюции 1998/77 Комиссии ООН по правам человека (сейчас – Совет ООН по правам человека) отмечается, что различные формы альтернативной службы должны быть совместимы с соображениями совести, служащими поводом для отказа, должны отвечать общественным интересам и не должны носить характер наказания.

В большинстве европейских стран продолжительность альтернативной службы в 1,5 раза превышает продолжительность военной службы. Наиболее часто продолжительность альтернативной службы в 1,5 раза превышает продолжительность военной службы (в восьми странах), еще в шести странах продолжительность альтернативной службы превышает продолжительность военной службы более чем в 1,5 раза, но не более чем в 2 раза. В трех странах продолжительность альтернативной службы превышает срок военной службы менее чем в 1,5 раза. Таким образом, сложившаяся европейская практика в этой сфере показывает, что срок альтернативной службы хоть и превышает срок военной, но незначительно.

4. Место прохождения альтернативной службы

Местами прохождения альтернативной службы являются организации, деятельность которых осуществляется на территории Республики Беларусь и связана с социальной защитой населения, здравоохранением, защитой окружающей среды, образованием, благотворительностью и другой общественной полезной  деятельностью. Местами прохождения альтернативной службы не могут являться организации жилищно-коммунальной, производственной и сельскохозяйственной сфер, а также организации, подчиненные Министерству обороны Республики Беларусь.

Обоснование:

Альтернативная служба должна носить общественно-полезный характер и приносить максимальную пользу обществу в тех социальных областях, которые в обществе не считаются  престижными.

Альтернативная служба носит гражданский характер. Это означает, что гражданин, выбравший альтернативную гражданскую службу, не должен проходить её на военных объектах, а также в организациях, подведомственных (подчиненных) Министерству обороны Республики Беларусь. В самом понятии «альтернативная гражданская служба» заложен невоенный характер данной службы, и, соответственно, место прохождения альтернативной службы никоим образом не должно быть связано с военной сферой.

Сферы, в которых рабочая группа рекомендует проходить альтернативную гражданскую службу:

1. Деятельность, связанная с социальной защитой населения и здравоохранением. В нее включается служба во всех медицинских и иных учреждениях, осуществляющих уход за больными (в т.ч. паллиативными), инвалидами, малообеспеченными и другими социально незащищёнными категориями граждан;

2. Деятельность, связанная с защитой окружающей среды. К ней относится служба в экологических организациях и организациях, которые осуществляющих мероприятия по ликвидации последствий экологических катастроф;

3.Деятельность, связанная с образованием. К такой деятельности относится служба, в первую очередь, в домах-интернатах и детских домах, связанная с оказанием помощи детям с различными пороками развития;

4.Благотворительная деятельность. В нее включается служба в благотворительных организациях, деятельность которых связана с поддержкой социально значимых инициатив.

5. Порядок определения мест для прохождения альтернативной службы

Местные исполнительные и распорядительные органы утверждают перечень организаций района, города, области, где предусматривается прохождение гражданами альтернативной службы. При формировании перечня данные органы учитывают гражданский и общественно-полезный характер альтернативной службы. Комиссия принимает решение о направлении на альтернативную службу лица с учетом его состояния здоровья, семейного положения, профессиональной подготовки, образования и с учетом личных пожеланий лица.

Обоснование:

Перечень организаций формируется с учётом обоснованной потребности в кадрах и основывается на общественно-полезном характере прохождения службы. Исполнительные органы при формировании перечня учитывают потребности региона в тех или иных работниках. Формирование перечня по такому принципу, полагаем, соответствует целевому и рациональному использованию трудовых ресурсов.

Состояние здоровья лица, поступающего на альтернативную службу, является важным фактором, который должен учитываться при принятии комиссией соответствующего решения, поскольку при различных видах работ могут предъявляться различные требования к физическому развитию работника. Семейное положение так же должно учитываться при принятии решения, так как этот социальный фактор зачастую является приоритетным и напрямую влияет на материальное и психологическое состояние работника.

Образование и профессиональные навыки, квалификация, стаж и профессия обязательно должны учитываться при принятии решения комиссии, так как распределение трудовых ресурсов должно быть рациональным и экономически обоснованным.

Комиссия должна учитывать пожелания лица, поступающего на альтернативную службу, по месту прохождения АГС, т.к. это может влиять на качество выполняемой работы.

6. Порядок рассмотрения заявления о поступлении на альтернативную службу и принятие решения по нему

Направление на альтернативную службу осуществляется по решению призывной комиссии на основании заявления гражданина о прохождении альтернативной службы, поданного в соответствии с требованиями закона. Заявление о прохождении альтернативной службы может быть подано как до призыва на воинскую службу, так и во время прохождения срочной воинской службы.

Призывная комиссия обязана принять заявление о поступлении на альтернативную службу и в письменной форме уведомить гражданина о дате заседания призывной комиссии по рассмотрению заявления. Поданное заявление рассматривается призывной комиссией в течение месяца после его поступления.

При наличии в заявлении предусмотренных законом оснований для прохождения альтернативной службы комиссия принимает решение об освобождении гражданина от воинской службы и призыве его на альтернативную службу.

В случае возникновения у комиссии сомнений в действительности указанных сведений, а также в случае отсутствия в заявлении оснований для прохождения альтернативной службы комиссия принимает решение о проведении проверки наличия оснований для прохождения альтернативной службы.

Для осуществления проверки наличия оснований для прохождения альтернативной службы по решению призывной комиссии или по просьбе лица, чье заявление рассматривается, могут быть приглашены представители общественных и религиозных организаций, а также граждане для дачи соответствующих заключений или пояснений по существу заявления гражданина. Кроме того, призывная комиссия вправе  запрашивать у организаций, учреждений всех форм собственности сведения, необходимые для проведения проверки.

По результатам проверки наличия оснований для прохождения альтернативной службы призывная комиссия  принимает одно из следующих решений: об освобождении гражданина от воинской службы и призыве его на альтернативную службу; об отказе  в предоставлении альтернативной службы; об оставлении  заявления гражданина без рассмотрения. Решение комиссии может быть обжаловано в судебном порядке.

Обоснование:

Нами предлагается заявительный порядок предоставления альтернативной службы, при котором решение о предоставлении альтернативной службы принимается призывной комиссией на основании изучения личности призывника. При этом рекомендуем включить в законопроект требование о проведении проверки оснований для предоставления альтернативной службы лишь в исключительных случаях, когда имеются серьезные сомнения в их наличии.

Важным является предлагаемая норма о том, что заявление о прохождении альтернативной службы может быть подано во время прохождения срочной воинской службы. Такая рекомендация содержится и в резолюции Комиссии ООН по правам человека (сейчас – Совет ООН по правам человека) 1998/77: «у лиц, находящихся на военной службе, могут возникнуть поводы для отказа от нее по соображениям совести». Аналогично в своей рекомендации 1518 (2001) Совет Европы предлагает принять законодательные нормы, признающие «право на регистрацию в качестве лица, отказывающегося от несения военной службы по соображениям совести, в любое время до, во время или после призыва на военную службу или во время прохождения военной службы».

Кроме того, предлагаем включить в законопроект указание на презумпцию доверия к искренности убеждений гражданина, изъявившего желание проходить альтернативную службу. При этом процедура проверки оснований для прохождения альтернативной службы не должна быть унизительной и оскорбляющей честь и достоинство лица, заявившего о желании поступить на альтернативную службу.

7. Социальный статус и трудовые права лиц, проходящих альтернативную службу

Лицо, проходящее альтернативную службу, приобретает статус альтернативно служащего с момента заключения трудового договора с организацией, определенной местом прохождения альтернативной службы.

Лицо, проходящее альтернативную службу,  пользуется всеми правами и свободами, предусмотренными Конституцией, международными договорами Республики Беларусь, иными законодательными актами,  за исключением  некоторых ограничений, предусмотренных законодательными актами, связанных с особым статусом лица, проходящего альтернативную службу.

Трудовые отношения между нанимателем и лицом, проходящим альтернативную службу, регулируются трудовым законодательством, за исключением случаев, обусловленных особым статусом лица, проходящего альтернативную службу.

Заработная плата лица, проходящего альтернативную службу, исчисляется исходя из действующего штатного расписания организации. Выплата премий и иных выплат осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Лицу, проходящему альтернативную службу, предоставляются отпуска и выходные наравне с другими работникам организации.

Лицо, проходящее альтернативную службу, при наличии уважительных причин имеет право на изменение места прохождения альтернативной службы. В случае отказа призывной комиссии изменить место прохождения альтернативной службы  лицо, проходящее альтернативную службу, имеет право обжаловать данное решение в судебном порядке.

Лицо, проходящее альтернативную службу, не имеет права на расторжение трудового договора по своему желанию, за исключением случаев принятия призывной комиссией решения об изменении места прохождения альтернативной службы. В таком случае решение призывной комиссии является основанием для расторжения трудового договора.

Срок прохождения альтернативной службы включается в общий трудовой стаж. Лицо, проходящее альтернативную службу, подлежит исключению с воинского учета.  Лица, прошедшие альтернативную службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил.

Наниматели не вправе по своей инициативе расторгать трудовой договор с лицом, проходящим альтернативную службу, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 1,2 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь, а также случаев совершения виновных действий лицом, проходящим альтернативную службу.

В случае увольнения лица, проходящего альтернативную службу, за совершение виновных действий, предусмотренных в ст. 42 ТК, призывной комиссией принимается решение о направлении его в другую организацию для прохождения альтернативной службы.

В случае повторного расторжения трудового договора за совершение виновных действий лицом, проходящим альтернативную службу, он несет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь, которая не должна быть связана с лишением свободы.